Дорогое масло дешевле
Обслуживание спецтехники сложнее, чем обычной машины. Естественно, ведь краны, подъемники или экскаваторы имеют много сложных устройств, требующих ТО, замены масел и смазок: мотор, генераторы, гидравлическая система, лебедки и другие. Смазочные материалы для всех этих узлов имеют свои особенности, которые нужно учитывать для долгой и экономичной эксплуатации техники. При выборе любых смазочных материалов не стоит ориентироваться на дешевый низкосортный ассортимент, произведенный по устаревшим нормам и требованиям ГОСТ.
Каждому мотору – по маслу
Производители стараются уйти от подхода, учитывающего роль сезонности. Сейчас основным направлением в производстве масел можно назвать универсализацию и всесезонность. Если мы говорим о технике эксплуатируемой в экстремальных режимах работы, то для нее, конечно, есть особенные низкотемпературные масла и специальные летние. В большинстве случаев обязательная замена зимнего масла на летнее относится к старой технике, где такая замена прописана требованиями эксплуатации и там рекомендованы сезонные масла. В современной технике, как правило, такой привязки нет, от этого стараются уйти, а частота ТО теперь определяется наработкой моточасов и километражем (для дорожной техники). Однако гидравлические масла все же больше привязаны к сезону, нежели моторные масла. В последнее время на рынке появилось множество современных присадках для моторных масел и гидравлики. Не обольщайтесь, любой уважающий себя производитель смазочных материалов, в том числе моторных и гидравлических масел категорически запрещает использовать какие-либо добавки в масло.
В лучшем случае, это не даст желаемого эффекта, а в худшем – приведет к выходу из строя двигателя или другого агрегата. Абсолютно точно, самостоятельное применение присадок наносит вред технике. Дело в том, что в самом масле уже заложен пакет присадок (композиция присадок), причем их разрабатывают под определeнные требования и нормы крупные международные научные институты. Каждый пакет присадок – это уникальная химическая формула, которая настолько точно и тонко сбалансирована, что отклонение от нормы и добавление в нее каких-либо химических компонентов приводит к разрушению или дисбалансу. Кстати, за всесезонность отвечают присадки, а именно вязкостные (загущающие). Они должны обеспечить одинаково хорошую работу масла как зимой, так и летом. Летом оно должно не разжижаться при высоких температурах, а зимой легко запускаться, сохранять смазывающие способности и оставаться текучим. То есть, должно быть два типа присадок, которые противоречат друг другу. Сбалансировать их – сложная задача. И естественно, что при добавлении еще каких-то веществ этот баланс нарушится. К сожалению, в автопарке нашей страны до сих пор преобладает старая дорожно-строительная техника. Когда техника совсем «расшатанная» и двигатели уже сильно изношены, нужно идти по пути повышения вязкости (SAE) моторного масла, т. е. повысить густоту масла. Есть рекомендации для таких двигателей даже и зимой использовать, к примеру, не М8 ДМ, а М10 ДМ, потому что зазоры техники настолько велики, что использование вязкого масла позволяет избежать этого. Особо вязкие масла идеально подходят для старой техники. Например, масла по SAE 20W50, т.к. они овышают компрессию в цилиндропоршневой группе и обеспечивают необходимое давление в системе двигателей с большим пробегом.
Гидравлика зимой и летом
Подбирать гидравлические масла нужно исходя из требований производителя и климатических условий эксплуатации. Там где требуются низкие температуры запуска рекомендуется подбирать наиболее маловязкие мала, по стандарту ISO 22, 15 и даже 10. Масла произведенные по немецкому стандарту DIN 51524 ( DIN – немецкий институт стандартизации) – наилучший вариант для любой техники. В маслах класса DIN 515243 HVLP масла добавлен пакет присадок, которые позволяют работать маслам при температуре ниже 40 градусов, но нужно помнить, что все равно требуется подогрев системы, если машина выполнена не в арктическом исполнении. Сейчас появилась специальная линейка арктических продуктов, которая позволяет работать при экстремальных температурах до (– 60С). В ближайшем будущем должны появиться масла серии Arctic, разрабатываемые компанией ООО «Газпромнефть-СМ». При выборе гидромасел нельзя путать рабочие температуры и температуры застывания, что потребители часто делают,температура застывания никак не отражает температуру прокачиваемости. Для средней полосы также можно использовать серию масел Arctic и HVLP – технике от этого будет только лучше. Но эти масла, конечно, дороже.
Международный стандарт – главный ориентир
Большинство производимых масел серии ГОСТ на постсоветском пространстве ориентированы на весьма устаревшие стандарты и требования, и зачастую не удовлетворяют высоким современным требованиям мировых производителей техники и гидроборудования. Осталь«стандартные» и «премиум класса». К какому классу относится продукт, определяется системой международных стандартов. Цена здесь, увы, не может быть ориентиром. Многие производители гидросистем ориентированы при выборе смазочных материалов на вышеупомянутый немецкий стандарт DIN 51524. В нем есть основных 4 подгруппы масел. Они имеют буквенные обозначения, которые содержатся в спецификациях.
Премиум-масла имеют обозначение HVLP, то есть те масла, которые содержат весь пакет присадок: защищающие, антикоррозионные, противоизносные, всесезонные. Это позволяет работать в постоянном нагруженном режиме, не учитывая сезонности.
Чуть ниже класс – это HLP. Оттуда убираются всесезонные вязкостные присадки. Эти масла также содержат противоизносные присадки, но чудес от них ждать не стоит, они могут работать при температурах до -200С. Если использовать масла HLP как всесезонные, то надо понимать, что если ударят морозы -250С и ниже, то будут проблемы – они начинают загустевать и перестанут прокачиваться.
Далее 2-й класс масел,он же HL, где используется минимальный пакет присадок. Эти масла чаще всего используют в промышленном оборудовании, которое работает в одном температурном и слабо нагруженном режиме. В них содержаться противоизносные присадки.
Первая группа Н – это нелегированные гидромасла без присадок. Если масло прошло стандартизацию по стандарту DIN, то на него уже могут ориентироваться производители оборудования и гидросистем, используя его для полевых испытаний. После испытаний производители выдают допуски для данного масла на свое оборудование. Чем крупнее и нагруженнее гидросистемы, то, как правило, выше должна быть вязкость гидромасла по ISO. В крупных гидравлических системах лучше использовать масла класса HVLP, если для этих систем не существует каких-то специально разработанных уникальных продуктов.
Смазки
Пластичные смазки делятся на множество классов – это более сложный и технологичней продукт, чем гидравлические масла, для которого требуется отдельное нефтехимическое производство. В первую очередь смазки делятся по назначению, в каких узлах оно используется. Мир смазок очень велик. В ассортименте MOL, например, их несколько десятков. В подшипниках используются смазки с литиевым комплексом или т.н. литиевое масло. Общеизвестный Литол-24 является наиболее популярным продуктом в гостовской линейке, но этот продукт в большинстве случаев не отвечает современным требованиям мировых производителей техники. В международной практике для классификации смазок так же используются стандарты DIN и ISO. В первую очередь важен состав смазки. Самые популярные – смазки на литиевой основе, в которой содержаться антизадирные присадки, они довольно доступны по цене. На таре и в документации они обозначаются индексом EP.
Такая смазка позволяет защитить трущиеся поверхности. Классом выше литий-комплексное масло. Оно работает в расширенном температурном диапазоне от -350С и до +1600С, и даже +1800С. Литий-комплексные смазки являются всесезонными и в ряде случаев, пожизненными. Их можно практически не менять, но и цена выше на 40 %. Существует также смазки на алюминий-комплексной основе и других видов основ. Также цена смазки и ее свойства зависят от того, добавлен ли туда твердый защищающий компонент – графит, дисульфид молибдена, тефлон и другие. Например, металлический порошок дисульфида молибдена покрывает части подшипника тонким слоем пленки, которая позволяет избежать контакта металла с металлом, предотвратить износ трущейся поверхности. Стоимость таких смазок увеличивается примерно на 40 %. Производят их, например, MOL ,«Газпромнефть», Shell и другие крупные производители. При выборе смазок нужно смотреть на спецификацию и на то, в какие стандарты они попадают. Современные троса как правило смазываются «пожизненной» канатной смазкой. Но если требуется периодическое смазывание, как в старых отечественных кранах, то необходимо использовать канатные смазки, но настоятельно не рекомендуется использовать литол или солидол.
Экономим как можно
Практически никакие старые сильно изношенные двигатели не способны работать на одном масле свыше 350 моточасов. Регулярное ТО им необходимо. Для того, чтобы оптимизировать расходы на масла, лучше всего провести испытания: все крупные поставщики масел готовы предоставить своим клиентам систему отслеживания качества продукции в лабораториях. Осуществляется забор проб с определенным интервалом в моточасах, и оценивается в итоге работа этой техники. Если рекомендовано менять масло каждые 250 моточасов, но испытания показывают, что данное масло в этой технике может работать и 300 моточасов без потерь своих свойств, то почему бы и нет.
Так же имеет смысл переводить технику на всесезонные масла. Допустим, вы залили летнее масло, но за лето техника не выработала положенные моточасы, а ТО уже необходимо. Это не очень экономично. Еще одна антикризисная мера – переход на отечественные масла, прошедшие международную сертификацию по системе стандартов ISO и немецкому стандарту DIN. В этих маслах используются импортные сертифицированные присадки, а стоят они дешевле импортных масел. Переходя на отечественные продукты можно экономить без потери качества.
Источник: http://cerussia.ru
Дата публикации: 18.04.2010